Пикулина Ю.В., Паршинцева Т.А.

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АБОНЕНТОВ ЦНСХБ РОССЕЛЬХОЗАКАДЕМИИ НА ОСНОВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ

Платное обслуживание в ЦНСХБ развивалось по двум направлениям: разовые платные услуги предоставлялись на основе письма-заявки абонента или по устной просьбе пользователя при непосредственном его обращении в библиотеку; длительное систематическое обеспечение абонента библиотечно-библиографическими ресурсами ЦНСХБ осуществлялось на договорной основе.

Форма типового "Договора на библиотечно-информационное обслуживание" впервые была разработана в 1991 г. В Договоре оговариваются права и обязанности библиотеки и абонента, ответственность сторон, порядок разрешения споров, приводятся юридические адреса участников договора и их банковские реквизиты. В приложениях к Договору дается "Перечень платных библиотечно-информационных услуг (продукции) ЦНСХБ РАСХН в 20…. году" с указанием единиц измерения и цен за каждый вид услуги, а также форма "Протокола согласования цены на библиотечно-информационное обслуживание".

Перечень составляется и обновляется ежегодно с учетом потребительского спроса и ресурсных возможностей ЦНСХБ. В 2004 г. он включал более 20 названий платных услуг и почти столько же наименований продукции ЦНСХБ (документографические БД по сельскому хозяйству, тезаурус, рубрикатор на СD-ROM и др.). В настоящее время номенклатура услуг (продукции) охватывает широкий спектр библиотечно-информационного обслуживания: предоставление профильной информации из БД "АГРОС" (тематические БД) на CD-ROM, тематический и фактографический поиск документов в базах данных собственной генерации (АГРОС) и зарубежных БД (CABI, AGRIS, AGRICOLA, FSTA и др.), оперативное обслуживание по межбиблиотечному абонементу, составление библиографических списков и указателей, письменный и устный переводы с иностранных языков, предоставление машинного времени в Интернет-классе, обучение пользователей поиску информации в Интернет и т.д.

Ежегодно бланк типового договора актуализируется: в соответствии с рыночной конъюктурой вводятся новые виды услуг и продукции, уточняются цены, реквизиты. Дальнейшее расширение информационных технологий в библиотеке позволил ввести новые виды услуг. Так, в 2001 г. в Перечень была включена новая услуга - "Обслуживание первоисточниками с электронной доставкой документов (ЭДД)". В 2004 г. появилась новая услуга "Установка удаленного терминала читального зала ЦНСХБ", с помощью которого пользователи библиотек получат доступ к информационным ресурсам ЦНСХБ, включая доступ к зарубежным полнотекстовым базам данных AGRICOLA, EBSCO, Digital dissertation, Научная электронная библиотека (НЭБ) и др. Перечень утверждается на комиссии по НОТ. Бланк договора в двух экземплярах рассылается потенциальным абонентам, которыми являются библиотеки научно-исследовательских институтов и вузов системы агропромышленного комплекса (АПК), а также в другие организации и учреждения, заинтересованные в использовании информационных ресурсов и услуг ЦНСХБ РАСХН. Кроме того, бланк договора выставляется на Web-странице ЦНСХБ (http.:www.cnshb.ru). Абонент, заинтересовавшийся продукцией и услугами ЦНСХБ, определяет перечень необходимых библиотечно-информационных услуг, указывает в "Протоколе" вид услуги (продукции), цену и их общую стоимость. Оба экземпляра Договора подписываются руководителем учреждения, заверяются печатью и высылаются в ЦНСХБ.

Вся работа по выполнению заказов и взаимоотношения с абонентами регламентируется специальным "Положением о договорной деятельности ЦНСХБ Россельхозакадемии", в соответствии с которым заполненные бланки Договора поступают в научно-организационный отдел координатору, где регистрируются в специальном "Журнале единой регистрации". Один экземпляр Договора (а при необходимости его копии) передается в соответствующие функциональные отделы для исполнения, второй с подписью директора ЦНСХБ и регистрационным номером отправляется заказчику. В "Положении" оговорены основные обязанности участников по реализации Договора, ответственность каждого, процедуры разрешения конфликтов.

Одной из наиболее спрашиваемых услуг является обслуживание по МБА. В 2004 г. на этот вид услуги было заключено 73 договора. В последние годы широкое распространение получила электронная доставка документов, и спрос на нее постоянно растет, увеличивается также и количество приобретаемых тематических БД по сельскому хозяйству на CD-ROM - с 26 в 2003 г. до 38 в 2004 г.

К сожалению, необходимо отметить, что процент заключенных Договоров невысок и составляет менее 10% от количества бланков типового договора, рассылаемых в библиотеки и информационные центры. Низкий коэффициент отдачи заставил ЦНСХБ отказаться от массовой рассылки бланков Договора всем библиотекам сети АПК. В 2004 г. Рассылка Договора проводилась только постоянным партнерам и организациям, заключавшим договор в течение последних трех лет.

Одной из причин столь низкой эффективности массовой рассылки Договоров является затрудненное финансовое положение большинства библиотек сети АПК, которое не позволяет им в полной мере использовать информационные ресурсы ЦНСХБ, а также отсутствие необходимого компьютерного оборудования и средств связи. Наши пользователи (как библиотеки, так и отдельные читатели) психологически не всегда еще готовы к использованию платных услуг, нет опыта обращения к таким формам обслуживания, поиска необходимой информации, в том числе и информации о возможности получения платных услуг. Однако следует отметить, что анализ договорной деятельности ЦНСХБ по библиотечно-информационному обслуживанию за последние годы тем не менее показывает неуклонный количественный и качественный рост этой формы оказания платных услуг. Так, количество заключенных договоров в 2004 г. возросло по сравнению с 1997 г. более чем два раза и составило 217 %.

Основными пользователями платных услуг на договорной основе являются библиотеки сети АПК - 64 % от общего количества заключенных договоров. Среди заказчиков на библиотечно-информационное обслуживание 36 % составляют учреждения и организации, не входящие в систему АПК. К ним относятся областные универсальные научные библиотеки, библиотеки научных учреждений Российской академии наук, а также организации и акционерные общества различных регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья. (Белоруссия, Казахстан, Украина). Из библиотек сети АПК наибольший процент приходится на библиотеки научно-исследовательских институтов (37 %) и высших учебных заведений МСХ РФ (27 %). Однако число библиотек (как вузов, так и НИИ), обращающихся к такому виду обслуживания, по сравнению с общим числом библиотек каждого типа незначительно. Так, из вузовских библиотек в договорные отношения на библиотечно-информационное обслуживание в 2004 г. вступило только 30 библиотек из 58, т.е. 52 %, а из 232 библиотек НИИ - 42, что составляет 18 %.

Отсюда следует, что ЦНСХБ Россельхозакадемии предстоит еще очень большая работа по пропаганде платных форм обслуживания и разъяснению ее экономической целесообразности в условиях недостаточного финансирования как ЦНСХБ, так и библиотек сети АПК РФ.

Hosted by uCoz